Прикладная филология
О приёме
-
Документ об образовании (аттестат/диплом) с приложением
-
Паспорт (или иной документ, удостоверяющий личность) - страницы с фотографией и регистрацией
-
Фотография - в цифровом виде
-
Документы, подтверждающие льготы (при наличии)
-
Документы, подтверждающие индивидуальные достижения (при наличии)
-
В случае смены фамилии: свидетельство о браке или свидетельство о перемене имени
-
Необходимо знать свои номера ИНН и СНИЛС
О программе
Кто такие филологи нового поколения?
Образовательная программа готовит филологов нового поколения – специалистов широкой филологической направленности, которые отличаются развитыми лингвокоммуникативными компетенциями, умеют работать с мультиязычным материалом, помогают скорректировать речевые нарушения и развить речь, выстраивают эффективные коммуникации, учат коммуницировать.
Создают текст, умеют его продвигать в социальных сетях и медиа.
Способны анализировать и обрабатывать тексты большого объёма с помощью искусственного интеллекта, владеют инструментами психолингвистического, лингвокогнитивного, социолингвистического анализа коммуникативной деятельности.
Формируют речевой имидж, моделируют языковую личность. Развивают языковую грамотность.
Нивелируют информационные риски, мониторят и корректируют информационный фон. Обеспечивают лингвистическую безопасность в соц. сетях.
Занимаются юридическими аспектами русского языка и лингвистическими аспектами права. Проводят судебную лингвистическую экспертизу.
Учат литературному творчеству, занимаются литературной критикой.
Изучают языковую картину мира и национальный лингвокультурный код, формируют языковую политику. Сохраняют русский язык и литературу как духовную среду существования человека.
Какие предметы изучают филологи?
Образовательная программа позволяет получить фундаментальные филологические знания, со 2 курса выбрать профессиональный трек развития.
Общепрофессиональные дисциплины:
- Современный русский язык
- Активные процессы в современном русском языке
- История русской литературы
- История зарубежной литературы
- Литература народов России
- Восточная литература
- Современные славянские языки и культуры
- Методы лингволитературоведческих исследований
- Филологический анализ и интерпретация текста
- Академическое письмо и стратегии продвижения научного творчества
- Теория языкознания
- Теория литературы
Профессиональные треки развития:
1. Коммуникативно-речевое воздействие и взаимодействие
- Психолингвистика: язык, мышление, сознание
- Языковая картина мира и национальный лингвокультурный код
- Коммуникативная лингвистика
- Стратегии и тактики речевого воздействия и взаимодействия
- Лингвоперсонология: изучение и моделирование языковой личности
- Лингвистическая конфликтология
- Судебная лингвистическая экспертиза
- Лингвистическая составляющая законодательства
- Языковая политика и лингвоэкология
2. Воспитание и обучение в сфере филологии
- Психолого-педагогические основы развития творческой личности
- Теория воспитания и обучения и мировые образовательные практики
- Теория и методика обучения русскому языку
- Теоретические основы и технологии в преподавании литературы
- Методики и технологии обучения риторике и коммуникациям
- Организация работы с одарёнными детьми по русскому языку и литературе
- Филологические технологии обучения, воспитания и поддержки детей с ОВЗ
- Основы логопедии
- Цифровые технологии и инструменты в филологическом образовании
3. Редактура и литературная критика
- Лингвориторика: проектирование речевого имиджа
- Практическая стилистика: стилистические ресурсы русского языка
- Медиалингвистика
- Информационный стиль: стратегии письменных коммуникаций в социальных сетях и медиа
- Дата-сторителлинг
- История литературной критики
- Теория и практика литературной критики
- Литературно-художественное творчество
- Редактура и инструменты работы с текстами
Примерный перечень дисциплин
- Анимализмы в названиях российских и зарубежных музыкальных групп.
- Воплощение национальной ментальности в отечественной прозе начала XXI века (аспекты аутизма и коммуникативности).
- Игровая трансформация маркеров положительной оценки в косвенных речевых актах (на материале медиатекстов).
- Имена прилагательные в рекламе лекарственных средств (на материале СМИ).
- Ключевые концепты-образы в текстах современной гражданской песни.
- Коммуникативно-речевые риски в эпоху цифровых трансформаций: лингвоэкологический анализ.
- Концепты «лирика» и «романтика» в языковом сознании разновозрастных групп носителей русского языка.
- Лексика со значением интеллектуальной деятельности в детективных романах А. Марининой.
- Лингвостилистический анализ печатных изданий для геймеров.
- Мотивы смерти и революции в этико-художественной концепции Эдуарда Лимонова.
- Название фильма и его слоган в смысловом и функциональном взаимодействии.
- Названия видов спорта в толковых словарях русского языка: динамический аспект характеристики.
- «Новомодные слова» в интернет-пространстве: семантика и прагматика.
- Образ активного пользователя интернета в анекдотах.
- Образ России в прозе Э.-М. Ремарка и рецепция творчества немецкого писателя в русской литературе.
- Особенности мифологизма в англоязычном и русском фэнтези конца XX – начала XXI в. (на примере интерпретации цикла о короле Артуре).
- Парадоксы русского языка в полиэтническом языковом сознании билингвов.
- Продвигающие тексты в современном просветительском сетевом дискурсе (на материале постов научно-популярных сообществ).
- Речевое оформление ивент-мероприятий по сплочению молодежных корпоративных групп.
- Речевые средства создания образа публичного человека в «жёлтой прессе»: лингвоюридический аспект.
- Сетевой жанр интернет-комментария к эпатирующим видеоклипам: коммуникативно-прагматический аспект.
- Стилистические контрасты лингвомаркетинга в сфере моды.
- Театральная рецензия в региональной прессе: соответствие законам жанра, язык и стиль.
- Трансгуманистическая проблематика в русской и зарубежной литературе второй половины XXвека.
- Ценностные ориентиры русской рок-поэзии конца XX века
Преподаватели
Карьера
- Редактор средств массовой информации. Литературный редактор.
- Педагог общего и дополнительного образования (учитель русского языка и литературы).
- Эксперт-лингвист.
- Редакции средств массовой коммуникации, пресс-центры и отделы по связям с общественностью, медиа, соц. сети.
- Образовательные учреждения, центры коррекции и развития речи, школы ораторского мастерства.
- Театральные студии, мастерские литературного творчества.
- Литературные музеи, библиотеки.
- Государственные и коммерческие организации, учреждения, предприятия (или их отделы), включающие выполнение лингвистических экспертиз, лингвистическое обеспечение деятельности, межкультурные и межотраслевые коммуникации.
Часто задаваемые вопросы
Проходной балл складывается исходя из конкурсной ситуации и зависит от количества абитуриентов, подавших заявление на данную специальность, и результатов сдачи ЕГЭ. Абитуриенты зачисляются по общему конкурсу исходя из суммы баллов трех ЕГЭ и баллов, начисляемых за индивидуальные достижения. Преимущество имеют абитуриенты с большей суммой баллов. Проходной балл – это балл абитуриента, зачисленного на последнее бюджетное место. Определить, какой будет проходной балл до зачисления невозможно. Оценить свои шансы на поступление можно анализируя конкурсные списки, размещенные на сайте ВятГУ. Также можно ориентироваться на проходные баллы 2022 года.
Для перевода в ВятГУ необходимо выбрать направление подготовки, на которое Вы хотите перевестись. Далее необходимо обратиться с документами в деканат факультета, к которому относится данное направление подготовки.
Восстановиться в ВятГУ можно, если Вы были отчислены не позже, чем 5 лет назад. Для восстановления необходимо обратиться в деканат того института (факультета), где Вы обучались.
Льгота «поступление без вступительных испытаний» предоставляется победителям и призерам заключительного этапа всероссийской олимпиады, а также победителям и призерам олимпиад школьников различного уровня.
В рамках особой квоты имеют право поступать инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства, сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, ветераны боевых действий.
В рамках специальной квоты имеют право поступать абитуриенты, чей родитель (или родители) является военнослужащим/сотрудником, принимавшим (или принимающим) участие в специальной операции на территории ЛНР, ДНР и Украины.
Подробнее о поступлении по льготе можно узнать по тел. 8(8332)74-29-68