Магистратура 3-45.04.01.03 Филология

Когнитивная и компьютерная лингвистика

Магистратура Факультет филологии и медиакоммуникаций

О приёме

Перечень документов для поступления
  • Документ об образовании с приложением
  • Паспорт (или иной документ, удостоверяющий личность) - страницы с фотографией и регистрацией
  • Фотография - в цифровом виде
  • Документы, подтверждающие индивидуальные достижения (при наличии)
  • В случае смены фамилии: свидетельство о браке или свидетельство о перемене имени
  • Необходимо знать свои номера ИНН и СНИЛС
Минимальные баллы
Дисциплина
Балл
Филология. Когнитивная и компьютерная лингвистика
40

О программе

3-45.04.01.03

Кто такие лингвисты нового поколения?

Цифровизация, автоматизация, роботизация, глобализация, становление сетевого общества, трансформация моделей управления в бизнесе и государстве, рост продолжительности жизни, урбанизация, изменение модели детства стремительно меняют и усложняют человеческие коммуникации. Возникает потребность в лингвистах нового поколения.

Кто такие лингвисты для будущего?

  • Лингвисты-когнитологи изучают связь языка, сознания, мышления, мозга. Учатся понимать особенности протекания мыслительных процессов, которые сопровождают формирование речевого высказывания – устного или письменного. Рассматривают процессы восприятия, внимания, памяти, воображения, которые помогают человеку лучше понимать самого себя и других людей.
  • Инструментарий искусственного интеллекта позволяет лингвистам анализировать большие объёмы неструктурированной информации, собирать, систематизировать и изучать текстовые данные в автоматическом режиме, извлекать из них полезные знания и успешно их монетизировать.

Это медиаменеджеры, занимающийся вопросами текстовой аналитики, информационной безопасности, нивелирования информационных рисков, мониторинга, корректировки информационного фона, написания и редактирования текстов.

Это учёные-исследователи, которые применяют искусственный интеллект в научных исследованиях и реализуют передовую концепцию нового научного знания.

Это педагоги, которые управляют изменениями и проектируют образ будущего образовательной организации на основе анализа больших текстовых данных, развивают когнитивные способности личности обучающихся.

Это госуправленцы, сохраняющие национальный лингвокультурный код и формирующие языковую политику.

Это коммуникаторы, которые моделируют языковую личность, управляют потоками информационного взаимодействия компаний и индивидов, занимаются лингвистической судебной экспертизой.

Какие предметы изучают лингвисты?

В центре образовательной программы – изучение лингвистической когнитологии с помощью инструментов искусственного интеллекта. С 3 семестра лингвисты выбирают индивидуальный трек развития: «Лингвокогнитивные технологии обучения, воспитания и развития личности» или «Когнитивная медиалигвистика».

Модуль по когнитивной лингвистике

  • Язык, сознание, мозг: векторы исследований XX–XXI веков
  • Научные школы, направления, методы когнитивной лингвистики
  • Когнитивные аспекты изучения лексики и грамматики
  • Когнитивные исследования текста и дискурса
  • Когнитивные исследования национальной лингвокультуры
  • Когнитивная лингвистика в инновационной практике бизнеса и коммерции

Модуль по компьютерной лингвистике

  • Математика и прикладная статистика
  • Информатика и основы программирования
  • Компьютерная лингвистика и лингвистическое обеспечение информационных систем
  • Текстовая аналитика
  • Корпусная лингвистика: использование и создание корпусов

Лингвокоммуникативный модуль

  • Коммуникационный менеджмент
  • Специализированный перевод и анализ иноязычных лингвистических научных текстов

Трек «Лингвокогнитивные технологии обучения, воспитания и развития личности»

  • Лингвокогнитивные основы формирования логического и эвристического мышления
  • Текстовая аналитика в образовании и науке

Трек «Когнитивная медиалигвистика»

  • Когнитивное моделирование в связях с общественностью и медиа
  • Текстовая аналитика в медиасфере

Примерный перечень дисциплин

Дисциплины, формирующие общепрофессиональные компетенции
Дисциплины, формирующие общие(универсальные) компетенции
Дисциплины, формирующие профессиональные компетенции
Дисциплины, формирующие факультативные компетенции
Зачётная единица трудоёмкости (ЗЕТ) - единица трудоемкости учебной работы и других мероприятий в рамках образовательной программы.
Все курсы
1 курс
2 курс
Дисциплина
1 курс
ЗЕТ
Оценка знаний
2 курс
ЗЕТ
Оценка знаний
Специализированный перевод и анализ иноязычных лингвистических научных текстов
4
Зачет
Математика и прикладная статистика
4
Зачет
Информатика и основы программирования
6
Экзамен
Язык, сознание, мозг: векторы исследований XX–XXI веков
4
Зачет
Научные школы, направления, методы когнитивной лингвистики
4
Экзамен
Компьютерная лингвистика и лингвистическое обеспечение информационных систем
4
Экзамен
Коммуникативный менеджмент
5
Экзамен
Текстовая аналитика
6
Экзамен/Курсовой проект
Корпусная лингвистика: использование и создание корпусов
4
Зачет
Когнитивные исследования текста и дискурса
4
Зачет
Когнитивные аспекты изучения лексики и грамматики
6
Экзамен
Академическое письмо: построение научного текста
6
Зачет
Когнитивные исследования национальной лингвокультуры
5
Экзамен
Когнитивная лингвистика в инновационной практике бизнеса и коммерции
5
Зачет
Текстовая аналитика в медиасфере
7
Экзамен
Текстовая аналитика в образовании и науке
7
Экзамен
Когнитивное моделирование в связях с общественностью и медиа
7
Экзамен/Курсовой проект
Лингвокогнитивные основы формирования логического и эвристического мышления
7
Экзамен/Курсовой проект
Учебная практика, научно-исследовательская работа
3
Зачет
Производственная практика, коммуникационно-информационная практика
6
Зачет
Производственная практика, научно-исследовательская работа
6
Зачет
Производственная практика, преддипломная практика
12
Зачет
Производственная практика, профессионально-творческая практика
6
Зачет
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
6
ВКР
Профессии будущего
4
Зачет
Технологии саморазвития
4
Зачет
Тематика выпускных работ
    • Виртуальный дискурс как объект этнопсихолингвистического исследования.
    • Когнитивно-дискурсивная специфика речевых действий «нейропомощников» (на материале данных сервиса «Text.ru»).
    • Коммуникативно-речевые роли участников научной дискуссии.
    • Компьютерная игра как поликодовый текст.
    • Корпусное исследование речевого акта «Побуждение» в виртуальном диалогическом дискурсе.
    • Лексика денотативной сферы «Музыка» в языке современных средств массовой информации.
    • Лингводидактический потенциал интернет-мемов.
    • Лингвокреативные механизмы интеллектуальных игр и викторин по русской словесности.
    • Моделирование ценностной картины мира в экзотерических сетевых сообществах: лингвистический аспект.
    • Особенности речевого взаимодействия в эмоциональном полилоге (на материале ток-шоу).
    • Речевая организация диалога медиатором в кризисных ситуациях.
    • Речевой этикет интернет-общения: история формирования и тенденции развития.
    • Речевые действия «угроза» и «обещание»: юрислингвистический аспект.
    • Самопрезентация пользователей сетевых сообществ: языковые средства создания имиджа.
    • Семантика и функционирование в современном русском языке лексем облик, образ, имидж.
    • Ценностный феномен «жизненная цель» (по данным художественного дискурса «Новой российской прозы»)

Преподаватели

Карьера

Карьера
Кем работать?
    • Редактор и руководитель средств массовой информации.
    • Преподаватель, педагог дополнительного образования, учитель русского языка.
    • Лингвист-аналитик, лингвист-эксперт.

Где работать?
    • Редакции средств массовой коммуникации, пресс-центры и отделы по связям с общественностью, медиа, соц. сети.
    • Образовательные учреждения, учебные и научно-исследовательские центры.
    • Государственные и коммерческие организации, учреждения, предприятия, включающие выполнение лингвистических экспертиз и дата-аналитики, лингвистическое обеспечение деятельности, межкультурные и межотраслевые коммуникации.

Где стажироваться?

    Итоги приема прошлых лет

    Количество мест
    2022
    Год
    Бюжетные места
    Целевые места
    Места в рамках квоты
    Платные места
    2022
    7
    0
    0
    6
    Проходной балл
    2022
    Год
    Бюжетные места
    Целевые места
    Места в рамках квоты
    Платные места
    2022
    90
    80
    Средний балл ЕГЭ
    2022
    Год
    Бюжетные места
    Целевые места
    Места в рамках квоты
    Платные места
    2022
    Количество зачисленных
    2022
    Год
    Бюжетные места
    Целевые места
    Места в рамках квоты
    Платные места
    Без экзаменов
    2022
    7
    0
    0
    1
    0
    Форма обучения:
    Очная
    Срок обучения:
    2 года
    Бюджетные места:
    7
    Целевые места:
    0
    Квотируемые места:
    0
    Отдельная квота:
    0
    Платные места:
    3
    Стоимость в 2024-2025 году:
    127793 ₽/год
    Календарь абитуриента
    20 июня
    Начало приема документов
    27 июля
    Завершение приема документов
    до 13:00
    29 июля
    Начало вступительных испытаний
    3 августа
    Завершение вступительных испытаний
    5 августа
    Публикация конкурсных списков
    6 августа
    Завершение приема оригиналов документов об образовании
    до 16:00
    7 августа
    Зачисление
    20 августа
    Завершение приема документов
    до 13:00
    21 августа
    Завершение вступительных испытаний
    21 августа
    Публикация конкурсных списков
    22 августа
    Завершение заключения договоров об оказании платных образовательных услуг
    до 16:00
    23 августа
    Зачисление
    Задайте вопрос...
    Закрыть

    Часто задаваемые вопросы

    Как формируется проходной балл, из чего формируется и когда будет известен?

    Проходной балл складывается исходя из конкурсной ситуации и зависит от количества абитуриентов, подавших заявление на данную специальность, и результатов сдачи ЕГЭ. Абитуриенты зачисляются по общему конкурсу исходя из суммы баллов трех ЕГЭ и баллов, начисляемых за индивидуальные достижения. Преимущество имеют абитуриенты с большей суммой баллов. Проходной балл – это балл абитуриента, зачисленного на последнее бюджетное место. Определить, какой будет проходной балл до зачисления невозможно. Оценить свои шансы на поступление можно анализируя конкурсные списки, размещенные на сайте ВятГУ. Также можно ориентироваться на проходные баллы 2022 года.

    Как поступить в ВятГУ из другого вуза (перевод) в т.ч. из другого региона?

    Для перевода в ВятГУ необходимо выбрать направление подготовки, на которое Вы хотите перевестись. Далее необходимо обратиться с документами в деканат факультета, к которому относится данное направление подготовки.

    Подробнее о переводе в ВятГУ из другого вуза

    Как восстановиться в ВятГУ?

    Восстановиться в ВятГУ можно, если Вы были отчислены не позже, чем 5 лет назад. Для восстановления необходимо обратиться в деканат того института (факультета), где Вы обучались.

    Какие льготы имеются и на кого они распространяются?

    Льгота «поступление без вступительных испытаний» предоставляется победителям и призерам заключительного этапа всероссийской олимпиады, а также победителям и призерам олимпиад школьников различного уровня.

    В рамках особой квоты имеют право поступать инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства, сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, ветераны боевых действий.

    В рамках специальной квоты имеют право поступать абитуриенты, чей родитель (или родители) является военнослужащим/сотрудником, принимавшим (или принимающим) участие в специальной операции на территории ЛНР, ДНР и Украины.

    Подробнее о поступлении по льготе можно узнать по тел. 8(8332)74-29-68